читал и понимаю что я поступлю так-же, в критических ситуациях мы все поступаем одинаково. В критических ситуациях проявляется что на самом деле важно человеку, что он любит, и что ему важно.....
Хорошая тема. Не тема даже -темища. Прочитал все от корки до корки. Горазд ты, мастер, "хороводы заводить". Хотел на завтра отложить, но задумался крепко-сейчас писать буду, и сон улетел. Не силен пока в техническом плане: цитаты, выделять синеньким-зелененьким(со временем научусь) Так что я по-старинке, почти что пером набумаге-так привычнее. А поскольку цитировать не умею, то и разговаривать буду со всеми сразу, тем более что каждое высказывание заслуживает внимания. Ну а с тобой, как с зачинщиком-в первую очередь. Эх, Сашочек, мой дружочек. Та еще темка-то. Хорошо вроде начали. Много раз пытался ты повернуть разговор в нужное русло.И отвечали тебе конкретно иногда как умели, и не знали ответа-тоже отвечали.И мысли у всех были правильные. И была попытка как-то привести их в порядок. Не у всех получилось-не беда.А знаешь почему? А не знает никто ответа на этот вопрос.И ты сам не знаешь. А хочется стройной схемы, отлаженных действий. Нет их этих действий.Есть предположительные мысли о том как надо поступать, если вдруг.Вот тебя и процитировал.Если вдруг война...Это страшно-война.И какая раница какая под эту войну политиками подсунута платформа,наступательная она или оборонительная. Суть одна-это грязь, это кровь, это горе.Одно большое горе, которое складывается из огромного количества бед каждого отдельного человека.И это смерти и потери близких людей.И каждый из Вас, безусловно знает, что он будет делать, если вдруг.Кто-то почестнее сказал, кто-то не сумел или не захотел.Но жизнь и военная ситуация быстренько все расставит по местам, рассортирует людей, просеет их, разделит на трусов, предателей и героев.Опять же в понимании общества, опять же по ситуации.На войне две стороны, две правды.Одни враги, другие свои-"Наши".Есть еще третьи, которые бегают туда-сюда,-их ни там ни там не любят. Что бы я делал, если вдруг? Немного вариантов.Ты и сам, Саш, и Додж и еще кто-то уже ответили на этот вопрос.Побегу сам от того места, где опасно, и потащу за собой своих родных и близких. Потащу, потому что кто как не я это сделает лучше и правильнее.Это опять же если время дадут,если оно будет.Навоеваться еще успеется.И сидеть буду тихо пока позволит опять же ситуация.Вот сейчас Сократ, наверное, улыбнулся. Ведь я помню как он с Даней-Сетом закусился где-то, мол не пропаганда ли это, не из этих ли ты, мил человек будешь? Нет. дружище, не из этих. Не был, не состоял, не привлекался.Не политинформатор-и рядом не стоял.Просто зацепил чего-то вопросик. Побежим все, как миленькие, сначала. Потому что не хотим, не готовы, не укладывается, как это так? Кстати, Додж все сделает быстрее и грамотнее-его этому учили, он знает как.Да, Влад? И не застрелишься ты, а будешь спасать жену и дочку-ты знаешь как.Но вот ведь какая штука,Сашок.Не знаю как кто, а я долго не просижу. Вылезу и пойду ситуацию прояснять, потому как без ясности-туго.А к тому времени и отцы-командиры объявятся и приказы сформируются и цели и задачи.И замарширует пехота, и поедут танки и всякое другое железо-много всего напридумывали.Напрасно говорят, что в этот-то раз все будет по-другому. Начало может быть. Орудия убийства стали совершеннее.Ну слетают железки туда-сюда, повытирают с карт десяток городов.А потом-обычное месилово, войны все по сути одинаковы. И зря вы,Господа(модное сейчас слово-ничего личного),съехали на политику. Что она вам? Хотя куда без нее-родимой-от нее все беды и идут.Нефть,газ, дефолты и другая всякая х...ня.Бросьте, ни одной мысли об этом не будет. А шагать вы будете вперед с одной мыслью: как бы поскорее вернуться к тем, кого успели сохранить и спрятать; или-отомстить за них, если не успели.И в руках будет обычное стрелковое оружие, а нечем будет постреливать-колы и дубины тоже пойдут.Так и будет-ничего не меняется-все войны одинаковые. Да, Додж? Еще варианты? Да нет больше пожалуй.Вот (Страх,не знаю имени) хорошо порассуждал как и что, обстоятельно.Начало из разряда "недо".Недоинструктировал, недосказал, не подготовился.Нельзя к этому готовиться заранее, типа предупрежден-значит вооружен.Бред! Не катит!Не успел чего то-иди успей сейчас.Вопрос-то звучал не наверняка, а предположительно.Слово "если" не дает 100% гарантии предстоящего события.Это я к тому, что не откладывай чего-то на последний день-вдруг ему суждено быть.Недокурил-иди покури,недопил-выпей.Не наспех как в последний раз а размеренно, с чувством-с толком.Детей мало родил-роди еще, сыну скажи чего не сказал, сегодня, не завтра, и жену трахни, опять же с чувством-с толком.Про геройство рассуждения-потянет, нормально.Хрен его знает где он героизм зарождается и когда.Геройский поступок-это,как правило, миг.Это последствие или итог(как повезет) прожитой жизни. Это как мама с папой. школа, хз кто там еще воспитали.Я на заводе работал пацаном еще, так застал дядечку-в 41-м войну начал-в Берлине закончил в 45-м, не в обозе катался-в пехоте прошагал.Он рассказывал, что мало он лично видел героизма, как его принято представлять.Страх-да, это пожалуйста, сколько угодно, особенно перед атакой артподготовка или авианалеты.Полные штаны говна, никакого героизма и одно желание зарыться как червь куда-нибудь поглубже и ничего не видеть.А потом поднимают и ура-бежишь как все.И так всю войну.И чем дольше-тем больше хотелось остаться живым.А где он конец-никто не знал.Героизм? ХЗ.Наверно.И еще фишка так легла.Нет его уже давно, Коль Колича, похоронили.И с других более "ближних" войн приходилось общаться с ребятами.С живыми,конечно.Других не знал-не был там.А мысли у них последние,я думаю,были очень правильные. И думаю что коль уж суждено им было там остаться, то опять же по судьбе. Почему не им. Я друзей полками не хоронил. У меня брат был родной, младший, камаз его жигуль средь бела дня раздавил, как танк, без всякого геройства. 40 ему было.А фильмы я люблю смотреть особенно военные. 9 Мая любимый праздник. Не потому, что МЫ победили, а они проиграли. Потому, что начался отсчет мирного времени. И сейчас еще тикает.А нет военных фильмов-смотрю по НТВ всякую херь со стрелялками. Не потому что уж очень нравится.А для контраста.Как зуб,который болит,обязательно нужно потрогать языком, боль причинить.Потом легче становится.В окно посмотришь-снег белый, дамочки в норках ходят. Дети бегают(школа рядом).Весна придет-раздеваться начнут(дамочки то есть)-красота.Это потому что МИР.Потому что снег белый, а трава зеленая.Не будет этого-все равно в чем будет в лужах грязных валяться: в норках или телогрейках.Вон у Доджа спроси-он про лужи лучше знает. А если завтра война...??? Сходим. повоюем, не хуже других, назад постараемся вернуться.
Сане-Киеву./ Вот так, Санечка-коротенько на твой вопрос.Сколько тебе там страниц накатали? 7-8? Еще столько же накатают, не закрывай, пусть будет.Хорошая тема. Не тема даже-ТЕМИЩА. Сократу и Сету./Только про политику больше не надо, про границы,валюты,ваших царей,наших царей.До ругани дело доходит,как мне показалось.Хотя классно,парни, пишете, язык за зубы не заплетается-я бы так не смог-с цифрами и фамилиями.Если завтра вдруг грянет-там все и помиритесь.
Доджу./ Погоди стреляться.И в монастырь пока не надо.Есть,чем пока заняться.Жену люби,дочке кашу вари.И стихи пиши.Хорошие стихи у тебя.Мы читать будем.Если ты свои мысли еще в рифму укладываешь, с головой у тебя все в порядке))) А не спится-стакан тресни. Или пиши мне по ночам-я тоже не сплю.
Не знаю кому./ Хотелось бы все-таки Влада называть Владом, Леху-Лехой, Илью-Ильей и т.д.-а не Доджем,экспрессом,тойотой, паровозом или другой какой железякой.Ники-кликухи заслуживают уважения раз вы их придумали. Но лучше имена. Правильней что ли. А где их взять? Не у всех и в анкете есть. Чего шифруетесь? Давайте общаться по- человечески, раз уж мы играем в одни игры. Я бы и на экране на Вас поглядел и живой голос послушал. Вживую, например, можно будет предъявить за лошадь, не туда пущенную или ни за что убиенного креста. Всем./ Мирного неба. И гл.
Однако, утро уже. С Вами не спал Шутник Иваныч)))))))
P.S. Когда ГС ночью накрылся, первая мысль-не поиграем больше. Когда сайт завис-вторая:не успел все темы прочитать. Вторая важнее.
_LLIyT_HuK_, ну если на то пошло то меня зовут Игорь!)
Добавлено (07 Февраль 2013, 23:05) --------------------------------------------- да чуть не забыл статья очень хорошая я тоже думал что то вроде такого накатать но передумал!))не знаю почему)
Добавлено (14 Февраль 2013, 11:51) --------------------------------------------- 5 составляющих успеха Чтобы вы гордо могли заявлять о том, что вы успешны в своем деле и бизнесе, узнайте, над какими моментами стоит работать. Узнайте о 5 составляющих успеха!
Личностное развитие Вы должны прекрасно осознавать то, что кроме вас никто не будет подтягивать хвосты на работе. В школе и в институте можно было списать контрольную работу или курсовую. На рынке труда вы - рабочая единица, за которую никто и ничего делать не будет. Наоборот, чем больше вы хотите и умеете, тем больше вы ценитесь на рынке. Получайте несколько образований, изучайте языки, ходите на все тренинги, посещайте как можно больше мероприятий, которые могут быть полезны для вашего карьерного роста. Вся информация будет вам полезна при любых обстоятельствах.
Дисциплина Ставьте себя в определенные рамки, боритесь со своей ленью, ставьте себе выполнимые задачи и постепенно переходите на более сложные. Начинайте день со сложной работы, а затем выполняйте остальное. Таким образом, маленькими шажками вы сможете покорять карьерную лестницу.
Работа в команде Находите общий язык с коллегами и подчинёнными. Чем проще вам найти с ними общий язык, тем меньше вам потребуется времени для выполнения какой-либо задачи, так как вы будете находиться с коллегами на одной волне. Старайтесь ставить четкие задачи, реальные сроки и понятные цели. Никогда не выливайте на своих коллег свое плохое настроение. Данный фактор усложнит вам и вашим коллегам жизнь.
Оценка внешних факторов Кто владеет информацией, тот владеет миром. Вы должны знать все, что происходит за пределами вашей компании – чем дышит конкурент, кто запускает рекламные акции и т.п. Чем больше у вас будет информации, тем проще вам будет предпринимать какие-либо шаги в плане продвижения.
Конструктор будущего Мечтайте и еще раз мечтайте. Правильно формулируйте свои мечты касательно процветания вашей личности и бизнеса в целом. Посылайте правильные сообщения вселенной, чтобы вас правильно услышали и помогли в ваших начинаниях.
Сань, создал бы бизнес-тему, поболтали бы. А тут как-то не то... .................................................................................................
Багато сучасних людей обурюються нацизмом, його забороняють та протестують проти його проявів. Блогер mi3ch розповідає в своєму Живому Журналі про шкільний експеримент, який може дати відповідь на питання,чому Гітлеру вдалось створити Третій Рейх. Як просто маніпулювати людьми.
В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.
В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.
Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении "смирно". Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский лет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.
К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. "Гордость - это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость - это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым - значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить..." Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. "Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы - избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня... мы сможем изменить судьбу нашего народа". Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. "Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены". С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз "Сила в дисциплине". Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.
Тогда он обратился к ученикам "Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь". После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.
Потом Джонс подвел итог: "Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко". Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.[color=red]
Сообщение отредактировал Aleksandr_Kiev - Четверг, 14 Февраля 2013, 17:06
Ще одне відкриття: групу "Metallica" слухають ледачі люди і інтроверти, класичну музику, джаз та важкий метал - творчі особистості. Блюз пов'язаний з високою самооцінкою, реп - з любителями весело провести час, кантрі - з працьовитістю, а ось інді-рок - з низькою самооцінкою і грубістю людини.
Мужской мозг не распознает женские эмоции - ученые
Немецкие ученые провели исследование доказавшее, что мужчины не способны распознавать женские эмоции также хорошо, как мужские, на нейрофизиологическом уровне.
Как показало исследование, трудности мужчин с угадыванием женских сигналов вызваны не одним только голым эгоизмом, а имеют куда более глубокие корни. Например, мужской мозг просто не способен распознавать женские эмоции также хорошо, как мужские, пишет The Daily Mail.
К таким выводам пришли немецкие ученые из Университетской Больницы LWL в городе Бохум. Они провели следующий тест: 22 молодым мужчинам показали 36 изображений, на которых присутствовали только глаза - половина мужских, половина женских. При этом добровольцы не знали, где чьи глаза.
Затем им предложили выбрать для каждой пары глаз одно из наиболее подходящих для их выражения слов, описывающих какие-либо эмоции, например, "недоверие" или "ужас". Как оказалось, добровольцы вдвое лучше определяли эмоции, которые выражали глаза других мужчин. При этом эмоции, выраженные женскими глазами, часто ставили их в тупик.
Сканирование мозга показало, что причиной тому - работа области мозга, известной как миндалина. Это так называемый мозговой эмоциональный центр, отвечающий за способность соотносить чувства другого человека с собственными переживаниями в прошлом и на основе этого определять чужое психическое состояние. При взгляде на мужские глаза у участников эксперимента миндалина активизировалась, а при виде женских - нет.
Добавлено (03 Май 2013, 12:54) --------------------------------------------- Психологи: настройте свою жизнь на успех
3 мая 2013 г.
Чтобы в погоне за удачей не растерять своё здоровье, нужно стать убежденным оптимистом и настроить свою жизнь на успех, уверяют психологи. Очень важно вовремя остановиться и оглянуться. Определить, чего хотите лично вы. И перестать жить по чужому сценарию.
Представьте, что вы живете там, где хотите, идете на любимую работу. Если вы чувствуете при этом необыкновенное волнение, ваша душа парит, то это — она, ваша настоящая мечта. Это то, к чему стоит стремиться.
Путь к оптимизму достаточно долгий. Вам придется изменить свое поведение и жизненные установки, приобрести уверенность в себе, научиться смотреть на мир под другим углом зрения.
Не бойтесь перемен
Мы часто цепляемся за привычное, знакомое, даже если оно причиняет неудобства и страдания. Потому что так удобнее. Мы отказываемся шагнуть вперед, даже если абсолютно уверены, что это будет правильно. Потому что боимся перемен.
Но наши страхи исчезают, как только мы начинаем их анализировать. Если тревожные мысли не дают вам покоя, то не сдерживайте их. Напротив, дайте волю фантазии, представьте все самое плохое, что может с вами случиться, доведите свой страх до абсурда. А если у вас есть реальные причины для беспокойства, то используйте их как руководство к действию: «Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы подготовиться к будущему?» Ведь ничто не избавляет от тревожности быстрее, чем действие. И помните — большинство из того, о чем мы беспокоимся, никогда не случается.
Ставьте реальные цели
Поставленная вами цель должна быть конкретной и достижимой. На пути ее осуществления должны быть определенные этапы. Цель должна быть определенной во времени. Иначе она навсегда останется проектом. К большим переменам идите маленькими шагами.
Программируйте себя
Никто не может убедить вас лучше, чем вы сами. Если вы сомневаетесь, что не сможете, значит — не сможете. Не стоит даже начинать. Скажите: «Я могу, я сделаю это». Не оглядывайтесь назад и не жалейте о том, что ушло в прошлое. Напротив, напоминайте себе, что вы близки к тому, чтобы начать все сначала.
И самое главное — если уж вы решились, то не пытайтесь, а действуйте. Когда вы говорите «Я попытаюсь», — вы тем самым внушаете себе и другим, что у вас не получится, несмотря на все усилия. Вы заранее программируете себя на неудачу. Поэтому старайтесь как можно реже употреблять это слово.
Преодолейте шаблоны возраста
Сколько раз в жизни мы слышим фразы: «Веди себя по возрасту», «В твоем возрасте уже пора думать о другом». Мы очень нормативно воспитаны. И часто эти нормы становятся второй натурой, заставляют нас мерить жизнь по общепринятой шкале. Но ведь у каждого из нас есть внутренний календарь. Возраст не должен быть помехой для достижения конкретной цели
Не бойтесь рисковать
Все мы с самого рождения учимся рисковать. Риск — неизбежен. Мы рискуем, когда собираемся поменять работу, переехать в другой город. И нередко отказываемся от риска из страха перед неудачей, из страха потерять то, что имеем. Поэтому нужно хорошо знать, ради чего рискуешь — иметь конкретную, достижимую и определенную во времени цель. Избегая необходимости рисковать, вы соглашаетесь на меньшее. Ситуация, когда вы отказались от риска и не использовали свой шанс, может быть более тяжелой и болезненной, чем любой провал.
Берите ответственность на себя
Если в своих неудачах вы обвиняете других, то значит, признаете, что не в силах повлиять на ситуацию. Отсюда и рождается неуверенность в себе, пессимизм и депрессия. Когда вы говорите «Я отвечаю за все», — вы получаете возможность построить новую жизнь. На самом деле это очень нелегко — всегда отвечать за свои поступки.
Не бойтесь ошибок
Чтобы преуспеть, мы должны быть готовы к провалу. Истинный успех — это всегда последнее звено в цепи неудачных попыток сделать всё правильно. Поэтому не бойтесь действовать. Для того чтобы жить полной жизнью, наслаждаться радостью от собственного успеха, вы должны допускать существование ошибок.
Добавлено (08 Май 2013, 13:03) --------------------------------------------- Як з особистості зробити біомасу Шість перевірених правил . Блогер tumbalele у своєму Живому Журналі навів уривки з праці психоаналітика Бруно Беттельгейма про те, як нацисти у концтаборах досягали потрібної їм мети – перетворення людей на слухняних зомбі. На думку блогера, такі ж правила застосовує і влада в авторитарних державах, і навіть батьки у сім’ях.
Концтабір Майданек. Фото: diocese.ko.if.ua . Як відзначатимуть 9 Травня в столиці У Генуї судно врізалося у диспетчерську вежу: троє осіб загинули Луценко: 9 травня може бути лише Днем скорботи – це рішення ООН
Готовясь к публичной лекции по психологии личности, я просматривал выдержки из книги психоаналитика Бруно Беттельгейма "Просвещенное сердце". В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. Делал пометки, выписки, и в итоге получилась эта статья.
Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались . В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.
Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на "воспитание" рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.
Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса.
Что это за способы превращения личности в биомассу?
Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? "Потому что я так сказал, жидовская морда!". (Чем это отличается от "потому что надо" или "твое дело выполнять, а не думать"?)
Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или "капо" (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги. (Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).
Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.
Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь. (Принцип групповой ответственности… Когда "все виноваты", или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).
Это три "предварительных правила". Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.
Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как "благородных", имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
"Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я". (в кавычках - цитаты Б.Беттельхейма).
Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде "от тебя ничего не зависит", "ну и чего вы добились", "так было и будет всегда").
Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что "не заметила" происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит "молодцы!".
Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило "не знать и не видеть того, что не положено". А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило "все знаем, но делаем вид…" - важнейшее условие их существования)
Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
"Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение".
Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о "последней черте". Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые "сачковали". Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.
Результат реализации всех правил:
"Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…".
Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.
В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. "Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему".
Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.